У всех предпринимателей и отделов продаж всегда была заветная цель - точно узнать, какие рекламные каналы привели к какому результату. Откуда были обращения, сколько из них стали покупателями, сколько из них вернулись в дальнейшем? В интернет-рекламе такая возможность есть, и частью этой возможности являются UTM-метки.
Любая интернет реклама начинается с публикации ссылок на сайт. Контекстная реклама - ссылки, SMM - ссылки, публикация пресс-релизов - тоже ссылки. Это серьезно отличает все виды интернет маркетинга от "оффлайн" маркетинга - в разных источниках мы можем оставлять "разные" ссылки, тем самым, точно определяя - какая из них сработала. Однако, публиковать принципиально разные ссылки - неудобно. Во-первых, много страниц с одинаковым контентом - запутают пользователя. Во-вторых, это нарушает половину правил поискового продвижения, где тексты нужны уникальные, а дубликаты страниц необходимо закрывать от индексации.
Много лет сталкиваясь с подобными вопросами, аналитики придумали систему UTM меток, добавляемых в каждый адрес в виде набора параметров. Таким образом, ссылка на ваш сайт уже может быть не просто http://site.ru, а
http://site.ru?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=blog
После перехода по такой ссылке, в любой современной системе аналитики, у перехода появятся соответствующие параметры, которыми можно пользоваться при построении отчетов. Например, отследить, сколько переходов было с контекстной рекламы в Google. Вы можете сказать, что любая аналитика итак показвает источники посещений? Но UTM-метки позволяют не просто определить типа рекламы - вы сможете точно распознать с какой рекламной кампании перешел пользователь, по какой фразе он перешел. А кроме распознавания - смотрим в аналитику "глубже" и получаем информацию по конверсии с каждого вида рекламы в отдельности, с каждого объявления, с каждой рекламной кампании или, даже, с каждой размещенной ссылки!
Основные метки, используемые в современных системах аналитики:
- utm_medium - это тип используемой рекламы. Может принимать следующие значения:
- cpc - системы контекстной рекламы с оплатой за клики;
- cpm - системы контекстной рекламы с оплатой за показы;
- email - ссылка с e-mail рассылки;
- display - баннерная реклама, с оплатой за показы (Mail.ru, медийная реклама на Яндексе (БаЯн), включая МКБ);
- price - реклама на прайс площадках с оплатой за клик (Яндекс.Маркет, товары Mail.ru);
- retargeting - реклама на ретаргетинговых проектах (mythings, criteo и проч.);
- affiliate - ссылки для партнерских программ (admitad, gdeslon);
- qrcode - ссылка зашифрованная в QR коде, для отслеживания переходов с офлайновой рекламы;
- social_cpc - реклама в соц.сетях с оплатой за клик;
- social_post - рекламный пост в социальной сети;
- special - ссылки для спец.проектов, таких как закладки в опере и прочих.
Можно использовать и другие значения, но приведенные выше - самые распространенные, ставшие своеобразным "стандартом". В 99% случаев их Вам хватит для любого анализа.
- utm_source - это, собственно, рекламная система, в которой размещена ссылка.
Значения, которые она может принимать, зависят от самих мест размещения рекламы: yandex, google, mailru, vkontakte или любые другие названия Ваших рекламных площадок. - utm_campaign - рекламная кампания, в рамках которой размещена ссылка.
Достаточно важная информация, если у Вас в одной рекламной системе реклама ведется разными объявлениями/способами. Например, висят разные плакаты с QR-кодом в разных районах города. - utm_term - в данном параметре обычно указывают ключевое слово, по которому пользователь получил ссылку. Используется, в основном, только в контекстной рекламе, поэтому параметр utm_term не является обязательным и указывается только там, где это уместно.
- utm_content - свободное поле для размещения любой полезной для Вас информации.
Что же мы получили? А получили мы систему, которая может показать, например:
- Из какой рекламной системы больше всего заказов (будь то реклама в Яндекс.Директ или размещение плакатов с QR-кодами);
- Какой именно дизайн плаката больше всего привлекает пользователей;
- Какой принцип рекламы приводит самые "дешевые" лиды;
- Какая из фраз, по котором ищут ваши услуги или товары, приносит максимум прибыли;
Перечислять можно долго, но, в целом, все задачи utm меток сводятся к возможности исключить неэффективные рекламные каналы, оставив и усилив эффективные. Хватит "сливать" бюджет! Анализируйте свою рекламу и вы будете приятно удивлены.
К слову, мы можем сделать это за Вас. Проведем аудит рекламных кампаний, выявим узкие места, и, как показывает практика, сможем существенно снизить стоимость переходов на сайт и, в конечном счете, стоимость одного обращения.
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Quisquam ipsum quibusdam perferendis facilis iure, doloribus alias obcaecati harum nulla veritatis, natus dicta eligendi. Libero veritatis aliquid, autem inventore dicta, at.
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Modi odit, inventore repellendus eligendi, cum enim debitis molestiae optio aliquam tempora cupiditate, ex illum facere harum. Enim saepe, dolorem quidem nulla?
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Quisquam ipsum quibusdam perferendis facilis iure, doloribus alias obcaecati harum nulla veritatis, natus dicta eligendi. Libero veritatis aliquid, autem inventore dicta, at.